Измерение отзывчивости здравоохранения

OZZKaz1

Eurasian Journal of Public Health.- 2016, V. 5, N 1

Важной характеристикой системы здравоохранения, по мнению экспертов ВОЗ, является такой показатель как отзывчивость и равномерность его распределение среди разных социальных слоев или равенство. Отзывчивость – это новая концепция измерения здравоохранения, предлагаемая Всемирной организацией здравоохранения. Показатель отзывчивости может измерить, как здравоохранение отвечает ожиданиям людей в области профилактики, качества ухода и общественно потребляемых услуг.

Улучшение отзывчивости – это внутренняя цель системы здравоохранения, предназначенная служить людям, и значит нечто больше, чем удовлетворение людей чисто медицинскими услугами. Признание отзывчивости в качестве истинной цели систем здравоохранения формирует понимание того, что эти системы обязаны служить людям.

В качестве инструмента измерения отзывчивости используется стандартная анкета, состоящая из трех разделов А, В и С. В разделе А выделяют 7 элементов для декомпозиции показателя отзывчивости, первые три ориентированы на уважение человека и другие четыре на ориентацию к пациенту со следующими весовыми коэффициентами:

отношение к достоинству личности; 16,7%
Автономия личности 16,7%
конфиденциальное (право определять, кто имеет доступ к перспективной информации о здоровье); 16,7%
Быстрое обслуживание (отношение к больному и степень внимания к нему) 20%
удобства (чистота, теснота, качество больничной пищи); 15%
доступ к социальной поддержке семьи и друзей; 10%
выбор поставщика или свобода выбора поставщика. 5%

Слева перечислены названия компонентов Отзывчивости, а справа — весовые коэффициентs, которые используются как сомножители для анкетных данных. Cумма весовых коэффициентов равна 100%.

Достоинство означает уважение индивидуума больше как человека, нежели как пациента, т.к. из-за асимметрии информации и иногда физической неспособности права как человека как бы аннулируются. Например, человека не должны лишать свободы из-за наличия инфекционных заболеваний.

Автономия – это уважение права выбора между методами диагностики и лечения, включая право отказаться от лечения.

Конфиденциальность связана с сохранением приватности в общении и медицинской документации.

Быстрое обслуживание означает доступность, когда важна возможность быстрого медицинского обслуживания не по медицинским причинам.

Надлежащие условия фокусирует внимание на удобстве (чистота, теснота, качество больничной пищи).

Доступ к социальной поддержке семьи и друзей означает, что в интегрированном обществе пациент лучше обслуживается.

Свобода выбора поставщика означает возможность выбора медицинской организации, специалиста.

Стандартная анкета в разделе А акцентирует внимание на перечисленных семи элементах отзывчивости. На слайде приведен фрагмент анкеты по компоненту «Достоинство». В полном виде анкета приведена в Приложении к этому уроку. Ответы приведены в фиксированной четырехбалльной шкале. Такая шкала с фиксированными ответами называется Likert-подобной, когда используются фиксированные ответы. Ответы от «никогда» до «всегда» использовались в 19 из 28 субэлементов; 7 субэлементов используют шкалу от оценки «очень плохая» до «очень хорошая» и 2 субэлемента от «до 25%» до «свыше 75%»: Респонденты должны дать оценку каждому элементу в шкале от 0 до 10. В разделе В нужно дать оценку информаторов по важности предложенных элементов отзывчивости по 10 балльной шкале.

Просчитанный в 2003 году индекс отзывчивости двух поликлиник составил 5,8 баллов, а индекс неравенства отзывчивости 0,0495. Эту оценку можно оценить как справедливую и находящуюся в пределах статистической погрешности.

Нам представляется, что изучение отзывчивости, отражающей немедицинские аспекты производительности системы здравоохранения, должно войти в перечень обязательных индикаторов мониторинга деятельности отрасли, поможет улучшить политику здравоохранения и добиться его лучшей производительности.

Выводы:

—          Представлен подход по оценке отзывчивости здравоохранения и индекса неравенства отзывчивости.

—          Отзывчивость здравоохранения и индекс неравенства отзывчивости – это важная характеристика системы здравоохранения из арсенала ВОЗ и их регулярная оценка будет полезной в Казахстане.

—          Распределение отзывчивости здравоохранения в Казахстане можно считать справедливым.

 

Подробнее о цикле

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика