Наброски концепции социальной работы в поликлиниках

Ким С.В., Eurasian Journal of Public Health».- 2014. V. 3

Ранее я касался вопроса о целесообразности социальных работников в поликлиниках и других организациях здравоохранения в Казахстане (здесь, здесь и здесь).  Прочитав ряд статей по социальной работе в медицинских организациях России, я также не нашел особой конкретики в их работе. Хотел бы продолжить дискуссию в этом направлении и предложить некоторые наброски концепции социальной работы в поликлиниках с тем, чтобы потом проверить работоспособность разрабатываемых функций по социальной работе на практике и нащупать некоторую конкретику в работе социальных работников поликлиники, которой , к сожалению, пока не видно.

Известно, что психолог в поликлинике может существенно снизить количество обращений у лиц, у которых, имеются психологические и социальные проблемы. Возможно сочетание указанных проблем и даже их концентрация у одних и тех же лиц, и тогда более уместно только в ряде случаев говорить о социально-психологических проблемах. В таких ситуациях пусковой пусковым механизмом могут служить социальные проблемы, которые повлекли за собой развитие личностных психологических комплексов. В других ситуациях вероятно обратная картина, когда психологические проблемы стали пусковым механизмом развития социальных проблем пациента. Выяснить первичность в комплексе социально психологических проблем важно, чтобы выбрать главный этиологический компонент для начала коррекции социально психологических отклонений. Это также важно, чтобы не заболтать проблему социально-психологической работы в медицине общими фразами и выявить суть социальной работы в здравоохранении.

Как мне видится смысл психологической работы в поликлинике? Контингенты населения для психолога могут формироваться путем первичных обращений населения и целенаправленного отбора.

Целью работы поликлинического психолога должна стоять постановка социально психологического синдрома, влияющего на обращаемость в поликлиники. Это не будет медицинский синдром. Примером таких синдромов могут стать такие типичные жизненные ситуации, как мать одиночка, непослушные дети , мать одиночка и непослушные дети, алкоголизм в семье , педагогическая запущенность детей в семье. Возможно, на первом этапе будет достаточной фиксация трудной или сложной жизненной ситуации по строго определенному перечню. В этот перечень можно включить следующие ситуации:

  1. инвалидность,
  2. неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом,
  3. безнадзорность, сиротство,
  4. конфликты и жестокое обращение в семье,
  5. отсутствие определенного места жительства,
  6. безработица.

Классификация трудных жизненных ситуаций важна для сегментирования информации о контингенте и вычисления их частотности, а в дальнейшем и для хронометража и расчета штатных нормативов.

Вторым шагом после фиксации трудной жизненной ситуации должно стать определение отдельно психологических воздействий, социальных мероприятий со стороны поликлиники и отдельно социальных мероприятий со стороны органов социальной опеки для (!) разделения ответственности разных ведомств, а также установки сроков и предполагаемых результатов в пределах компетенции ведомств. Лишь только после разделения ответственности можно говорить о координации работы указанных ведомств в данном направлении.

Систематизация мероприятий должна стать основой для формирования практико-ориентированных подходов в организации социально-медицинской деятельности специалистов социальной работы в здравоохранении. Пока к таким мероприятиям, по моему мнению, можно отнести такие

  • выявление и учет семей медико-социального риска, выделение из них семей высокого социального риска (семьи алкоголиков, наркоманов, детей-инвалидов, юных матерей, матерей-одиночек и др.);
  • организация и контроль за получением детьми раннего возраста бесплатного питания и лекарственного обеспечения, других льгот;
  • помощь в приобретении медикаментов, выписанных врачом;
  • ведение учетно-отчетной документации (дневника патронажных помещений).

Социальный блок поликлиники можно делегировать от психолога к социальному работнику. В этом случае психолог и соцработник могут выступать примерно, как связка участковый врач –участковая медсестра.

Одним из вариантов решения возникающих социально-медицинских проблем пациента может стать использование второй участковой медсестры вместо социального работника при прохождении ею цикла обучения по основам социальной работы в медицине.

Мне представляется, что на этом этапе развития пока стоит лишь методологическая проблема по структуризации информацию о контингенте по перечню трудных жизненных ситуаций и мерам воздействия.

Постоянный адрес статьи: http://zdravconsult.ru/sonsepts-sotsraboty1/

49web

 

Предыдущая статья: Следующая статья:
 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика