Проблемы госзаказа на выпускников медвузов

Будучи директором Научного центра медицинских и экономических проблем здравоохранения (ныне Республиканский центр развития здравоохранения), я столкнулся с таким фактом: только около четверти всех выпускников медвузов остаются в системе здравоохранения через год после интернатуры. Нехитрый расчет показывает, что сотни миллионов бюджетных тенге ежегодно выбрасываются на ветер. Из указанной пропорции напрашивается простая мысль: зачем нам столько медвузов? Достаточно иметь для страны 2 или 3 вуза для конкуренции.

По моим расчетам, сэкономленные деньги можно было бы направить на выплату подъемного пособия в размере 3 млн. тенге (расчеты 2009 года) для тех специалистов, которые поедут на село. Сейчас кто-то с дипломом в городе останется, а кто не смог – пусть едут на село с лозунгом «С дипломом на село»?

Действующие сейчас в некоторых регионах подъемные пособия в полторы – две сотни тысяч тенге вряд ли стоит считать серьезным стимулом. 3 млн. тенге – это серьезная сумма, особенно на селе, для отработки в течение 3 лет. После февральского снижения курса тенге к доллару это сумма пропорционально увеличивается приблизительно на 20%. На эти деньги можно сразу купить дом, машину, обстановку, скотину. Через три года можно уезжать, но разве молодой специалист уедет? Он, скорее всего, останется, потому что и по карьерной лестнице он тоже вырастет. Даже если и уедет, новые молодые специалисты, желающие получить три миллиона, приедут на следующий год.

Причем необязательно отрабатывать три года. Отработал год и уехал: верни два миллиона. Отработал два года – верни миллион. Желающих уехать будет мало: проще отработать.

Как реально подойти к решению проблемы формирования и распределения госзаказа на выпускников. Первое, оставить в ведении минздрава формирование госзаказа только для республиканских организаций, передав право формировать свой госзаказ и деньги региональным управлениям здравоохранения. Последние должны будут сами распределять свой госзаказ в мединститутах. Естественно, они это будут проводить с коррекцией по своим потребностям.

Административно институты сокращать нельзя (иначе жалобы, кляузы, анонимки), это должен сделать рынок. Для институтов следует лишь ввести ограничение в минимальном среднегодовом количестве студентов, ниже которого следует приостановка лицензии на образовательную деятельность. Маленькие институты не могут обеспечить надлежащего качества, а ставить под угрозу жизни наших пациентов из-за местнических интересов неправильно.

Безусловно, реформа должна быть постепенной. Передача объема госзаказа на выпускников, по моему мнению, должна занять не менее 10 лет примерно по 10% на каждый год.

В итоге мы передадим ответственность за формирование госзаказа на местные бюджеты, освободим минздрав именно для координационной работы. Самое главное, мы получим требовательность региональных управлений здравоохранения к качеству выпускников и, следовательно, к формированию учебных программ. Сейчас же медвузы сами формируют удобные для себя, мало меняющиеся со временем и отстающие от современных требований учебные программы. В случае успеха децентрализацию бюджета на выпускников можно будет передать самим медицинским организациям.

Полагаю целесообразным полностью передать в местные бюджеты и госзаказ на постдипломное обучение для медицинских организаций регионов.

Ваше имя (обязательно)

Ваш E-Mail (обязательно)

Сообщение

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика