Проблемы постдипломного медицинского обучения в Казахстане

Eurasian Journal of Public Health».- 2015. V. 4

Ким С.В.

Ни для кого не секрет, что постдипломное медицинское обучение сейчас – это фикция. Качество ниже всякой критики. Медработникам нужна лишь корка об окончании очередных курсов для получения другой корки «сертификат специалиста». Качество постдипломного медицинского обучения и без того низкое еще больше снизилось после прихода в эту сферу большого количества негосударственного организаций, создаваемых бывшими преподавателями государственных организаций, и алчного желания заработать уже самих государственных образовательных организаций.

Количество курсантов в группе минимально, часть из них отсутствуют с ведома ректората или деканата. Регистрация посещаемости условная, как и сдача итогового задания в виде тестирования. По окончании курсов слушатели скачивают и компилируют из интернета никому не нужные рефераты. Важен только факт оплаты.

Чтобы навести порядок, следует выработать критерии оценки качества самих курсов постдипломного медицинского образования. Например

  1. наличие печатного пособия (для контроля чему и как учат)
  2. наличие автоматизированной и независимой системы оценки знаний с невозможностью воздействия человеческого фактора
  3. наличие независимой от учебного заведения системы регистрации посещений
  4. опционально возможность проведения индивидуальных или хотя бы как минимум вечерних сеансов для обучения

Наличие любого критерия оценивается единицей. Минимальное количество требуемых единиц – 3. Фактически речь идет о создании системы добровольной сертификации курсов постдипломного обучения.

Конечно, не все даже государственные организации постдипломного медицинского образования смогут сразу перестроить свой учебный процесс, но зато появляются четкие ориентиры развития.

Вторая проблема — это липовые свидетельства курсов. В ряде регионов подделка свидетельств происходит не без участия работников ККМФД, ведь их работу уже никто проверить не может. Как решить эту проблему? Необходимо на регулярной основе публиковать все выданные свидетельства об окончании курсов, чтобы задним числом невозможно было бы внести изменения даже руководству учебных образовательных заведений. Подготовить прототип такой информационной базы данных выданных свидетельств я легко при согласии хотя бы нескольких учебных заведений.

Теперь как решить проблему уже выданных поддельных свидетельств. Подделка свидетельств об окончании курсов – государственная! Необходимо запросить перечни выпущенных свидетельств на первых порах у государственных медицинских образовательных организаций и сопоставить их с перечнями зарегистрированных свидетельств в ККМФД при выдаче сертификатов специалистов. Сопоставление даст количество несоответствий по региональным департаментам и существенно ограничит возможность злоупотреблений.

Общие требования к учебным программам могут быть следующими:

  • Краткосрочность и мобильность. Курсы должны быть не более двух недель при заочном дистанционном обучении и не более одной недели при очной форме. Курсы должны мобильно, быстро и легко заканчиваться
  • Материал курсов должен быть легко проверяем по наличию имеющихся материальных носителей (книги, видеоматериалы, тесты и проч.).
    Многие вопросы преподавание могут быть спорными, мы оставляем за авторами материалов право на свою точку зрения, но и государство или общество должно оставить за собой право контролировать, что и как преподается на основе используемых материальных носителей (книги, видеокурсы).
  • Курсы должны получать одобрение профессиональных ассоциаций, инициироваться ими.
    Таким образом, можно избавить минздрав от профессиональной окраски управления и волокиты при принятии решений
  • Курсы и программы обучения должны носить очень конкретный характер.
    Общие названия типа «Актуальные вопросы лечения бронхолегочных заболеваний» приводят к тому, что за общей ширмой скрывается порой пустота и некчемность преподаваемого материала. Примеры конкретных названий курсов: «Назначение пегинтрона у детей больных гепатитом С», «Назначение дорогостоящих онкопреператов при лимфолейкозах», «Особенности проведения реконструктивных операций на матке», «Управление госзаказом КЗГ внутри стационара в аспекте дифференцированной оплаты труда» и т.д.
  • Курсы должны подвергаться процедуре добровольной сертификации. Процедура добровольной сертификации должна осуществляться самими участниками рынка постдипломного медицинского образования.

С учетом этих требований рассмотрим, как должен выглядеть процесс формирования новых и коррекции существующих учебных программ (рис. 1).

ПостДиплом

Идеи по улучшению учебных программ рождаются, прежде всего, в среде профессионалов. Эти идеи следует предварительно «обкатывать» на профессиональных конференциях. Утвержденный проект конкретных перспективных пожеланий для типовых учебных программ (ТУП) на очередной год рассматривается на рабочем заседании Департамента науки и человеческих ресурсов МЗ РК (ДНЧР) и одобренные варианты с доработкой становятся утвержденными проектами типовых учебных программ. Эти проекты становятся объектом разработки для профессиональных ассоциаций и Учебно-методической комиссии МЗРК для будущих готовых ТУП. Фактически процесс можно представить как непрерывный процесс внутри профессиональных ассоциаций под контролем ДНЧР МЗРК (рис. 2).

Очень важно избавить минздрав в лице ДНЧР от бюджетного распределения финансирования рынка постдипломного обучения. Во-первых, с точки зрения совмещения родственных функций для устранения самой возможности злоупотреблений. Во-вторых, для определения истинной рыночной востребованности тех или иных направлений постдипломного обучения. Сделать это возможно путем передачи права формировать образовательный госзаказ самим медицинским организациям и соответствующего фондирования. Рекомендую делать это путем разработки методики расчета стоимости образовательного компонента общего тарифа финансирования для финансирования медицинских организаций с учетом разного оборота коек разных профилей и постепенно в течение 10 лет по 10 % наращивать этот образовательный компонент с параллельным уменьшением централизованного финансирования государственных медицинских образовательных организаций. В итоге мы получим самоуправляемый рынок постдипломного медицинского образования, где потребитель (медицинская организация) будет выбирать курсы постдипломного образования для своих слушателей по качеству самих курсов, а общее направление развития будет контролировать минздрав.

Закрытость обсуждения проблем внутри минздрава (в т.ч. по постдипломному образованию) рождает недоношенные решения. Очевидна проблема отсутствия процедур вневедомственной экспертизы проектируемых нормативно-правовых актов (НПА) минздрава (и не только!). Полагаю целесообразным разработать механизм публичного обсуждения проектов НПА. Эта процедура может включать следующие этапы:

  1. публикация проекта НПА, желательно на независимой для модерации интернет-площадке, с участием инициативной группы
  2. сбор в течение одного месяца критических высказываний, обязательно организованных в виде форума, чтобы было видно, кто какую идею высказал
  3. формирование временного творческого коллектива (ВТК) с привлечением экспертов, высказавших ценные замечания для реализации проекта НПА

Настоящий адрес статьи:  http://zdravconsult.ru/postdiplom-problems-2/

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика