О передвижных медицинских комплексах

Eurasian Journal of Public Health».- 2014. V. 3

С.В.Ким

pmkБыстрые решения по внедрению передвижных медицинских комплексов (ПМК) для обследования и скрининга сельского населения удаленных населенных пунктов в рамках Государственной программы «Саламатты Казахстан» следует считать оправданными. По истечении нескольких лет можно подвести предварительные итоги организации такой формы оказания медицинской помощи (Приказ МЗ РК от 11 марта 2011 года № 128 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности передвижных медицинских комплексов»).

По нашему мнению, следует более точно определить цель использования ПМК. Это не должно быть заменой или подменой функций районной поликлиники, а лишь носить дополняющий элемент в части медицинской помощи, не охваченной сельским здравоохранением. Такой частью следует считать проведение массовых скринингов для своевременного выявления хронических заболеваний. Четкое определение функций способствует разграничению полномочий и ответственности между взаимодействующими медицинскими организациями. Тенденция в усилении четкости разграничения финансовых потоков между республиканскими и местными бюджетными программами финансирования привела к непростым финансовым взаимоотношениям в областях между организацией, имеющей ПМК, и районными медицинскими организациями. По всей видимости, следует ожидать обострения этих отношений в связи с планируемым вводом частичного фондодержания, т.е. оплаты услуг ПМК районной поликлиникой. Поэтому актуальным видится пересмотр и более четкое определение функций и ответственности ПМК.

Задачами ПМК следует определить оказание консультативно-диагностической помощи сельским медицинским организациям при проведении массовых скринингов населения в части, не охваченной или не обеспеченной самими сельскими медицинскими организациями в виде восполнения недостающего объема медицинских услуг. Такой подход будет стимулировать разработку количественных параметров гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.

В состав мобильной бригады ПМК введена должность хирурга с навыками по эзофагогастродуоденоскопии и чтения маммограмм. Функции дополняющего скрининга по выявлению отоларингологических и офтальмологических заболеваний следует снять (т.к. не утверждены схемы скрининга указанных заболеваний) либо возложить на саму районную медицинскую организацию либо определять необходимость включения в состав конкретной бригады отоларинголога или офтальмолога по определенной методике. На наш взгляд, не следует заменять хирурга по скринингу на врачей указанных специальностей без соответствующего обоснования.

Вместо должности врача рентгенолога, обладающего еще и эндоскопическими навыками (практически не встречающееся сочетание) целесообразнее ввести должность рентген-лаборанта для проведения маммографий. По нашему мнению, для плановой эндоскопии пациент может сам приехать в районную поликлинику (для этого новым проектом штатного расписания предусмотрена должность врача эдоскописта) или областной консультативно-диагностический центр.

Также для проведения лабораторных экспресс-обследований целесообразно вместо должности врача лаборанта ввести должность фельдшера-лаборанта, а для проведения ЭКГ — должность медицинской сестры, чтобы эффективнее использовать врача терапевта. К тому же местный медицинский персонал может быть не знаком с особенностями применения аппаратуры в ПМК.

Сомнительна целесообразность персонала для оказания стоматологической помощи, т.к. подобные должности предусмотрены штатными нормативами сельской поликлиники.

Теперь о том, в отчетах какой организации следует предусмотреть учет оказанных медицинских услуг, чтобы исключить двойной счет в отчетах ПМК и сельской поликлиники. Вопрос непростой, если еще учесть, что в состав мобильной бригады могут включаться (заменяться) при необходимости врачи специалисты районной медицинской организации и разных бюджетных программ финансирования. Очевидно, что как финансовые, так и отчетные документы должны быть раздельными хотя бы по врачебному персоналу.

Для четкого количественного распределения дополняющей консультативно-диагностической помощи в части массовых скринингов следует в целом разработать методику планового или долженствующего объема обследования по массовым скринингам, методики оценки выполнения этого объема районным звеном здравоохранения и оценки дефицита оказанных услуг по скринингам. Последняя величина позволит определить необходимое количество услуг ПМК, и это могут быть не только упоминаемые врачи ЛОР и окулист.

Следует отработать методику предварительного составления списков пациентов, подлежащих обследованию из Регистра прикрепленного населения для отработки типовых маршрутов обследования или потоков пациентов, а также технологию массового оповещения населения об обследовании в ПМК для лучшего планирования и минимизации очередей.

Определяющим моментом в разграничении финансовых потоков, а также для решения кадровых проблем ПМК, следует, на наш взгляд, определить форму оплаты услуг ПМК по тарификатору услуг (по себестоимости, а не весовому коэффициенту).

Постоянный адрес статьи: http://zdravconsult.ru/pmk/

49web

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика