Как выбрать цель и критерии госпрограммы развития здравоохранения

EurAsian J of Public Health– 2015. — V.4 — N 1.

Ким С.В.

Как обычно в мае завершающего года публикуется очередная программа развития здравоохранения. В преддверии 2016 года, когда будет опубликована очередная программа развития здравоохранения взамен «Саламатты Казахстан», я публиковал фрагменты своих лекций, где показывал цель, критерии и методологические ошибки предыдущих программ. Надеюсь, что некоторые мои следующие соображения окажутся полезными при разработке новой госпрограммы.

Так, цель госпрограммы реформирования и развития здравоохранения (ГПРРЗ) на 2005-2010 годы была сформулирована как «создание эффективной системы оказания медицинской помощи, основанной на принципах солидарной ответственности за охрану здоровья между государством и человеком, приоритетном развитии первичной медико-санитарной помощи, направленной на улучшение здоровья населения».

Общие слова и термины, которые можно трактовать по-разному (наверное, чтобы не нести ответственности в случае провала). Слова, которые не запоминаются и не трогают душу каждого казахстанца. Между тем, госпрограмма Литвы сформулирована как достижение определенной продолжительности жизни. Такая постановка позволяет четко определить и запомнить цель, и следовательно выстроить логику своих первоочередных задач (приоритетов). Например, для достижения этой цели нужно будет сфокусироваться только на трех самых важных резерва сокращения смертности: болезни кровообращения, травматизм и онкология.

А внутри указанных приоритетов становится вынужденной постановка правильных инструментов и определения возможного их вклада в снижение смертности и увеличение средней продолжительности жизни, а также декомпозиция цели, и соответственно делегирование ответственности на регионы и профильные институты.

Следующая госпрограмма «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы, в разработке которой автор принимал участие, была заложена уже правильная цель – достижение определенной средней продолжительности жизни. Помимо этой цели были заложены такие индикаторы, как младенческая смертность, заболеваемость туберкулезом и распространенность ВИЧ-инфекции в группе 15-49 лет. Эти три индикатора отражают положение нашей страны по индексу конкурентоспособности в разделе здравоохранения. Поэтому вполне оправданно их появление в списке индикаторов госпрограммы.

Также в госпрограмме «Саламатты Казахстан» имеются общая и материнская смертность. В принципе, общая смертность и средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ) вычисляются из одних данных, но СППЖ более понятна населению, чем общая смертность. Поэтому индикатор общей смертности в принципе можно исключить как дублирующий.

Материнская смертность до 90 годов прошлого века была традиционным индикатором развития здравоохранения до появления концепции глобального бремени болезней и перехода развитых стран на использование средней продолжительности предстоящей жизни и средней продолжительности здоровой жизни. Последний индикатор вычислялся как разница между СППЖ и годами потерянной жизни вследствие болезней и инвалидности. Сейчас в мире значение показателя материнской смертности в ряду общих индикаторов развития здравоохранения заметно снизилось. Это и понятно, как в силу сильной управляемости этого индикатора административными мерами, так и в силу узкой отраслевой специфичности. Кроме того, значение потерь лет жизни вследствие преждевременной материнской смертности (несколько десятков) от полутораста тысяч умерших составляет несколько сотых процента.

Теперь о том, где можно взять прогнозные цифры будущей средней продолжительности предстоящей жизни. Наверное, можно обратиться к ученым демографам, а можно, как в свое время делал я, обратиться на сайт census.gov. Вот, например их прогнозные данные по Казахстану на предстоящий период (рисунок с адресом, чтобы можно было перепроверить).

 ПрогнозСППЖ

Также хочу показать еще одну иллюстрацию, где можно увидеть данные по средней продолжительности здоровой жизни (три последних колонки).

ПрогнозСПЗЖ

Чтобы проверить этот источник своими данными необходимо шире внедрять в здравоохранения Казахстана МКФ – Международную классификацию функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья и внедрить в категории ограничения жизнедеятельности наших медико-социальных экспертных комиссий (МСЭК) определения доменов МКФ. Методические рекомендации нами подготовлены к печати.

Напоследок хочется напомнить о принципах подготовки программ развития.

Адрес настоящей статьи: http://zdravconsult.ru/new-gosprogramm/

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика