Социальная миссия общественного здравоохранения и социальная стоимость общественного здоровья

OZZKaz1Eurasian Journal of Public Health.- 2016, V. 5, N 1

Социальная миссия здравоохранения заключается в сохранении и укреплении здоровья населения, что и определяет социальную стоимость отрасли. В обществе, как правило, не возникает вопроса, за что и сколько платить производственным отраслям народного хозяйства. Обычно в результате цепочки товарно-денежных отношений выявляется конкретный покупатель товара или услуги, цена на которые устанавливается конкурентным путем или с помощью антимонопольного регулирования. Это способы, которыми общество контролирует стоимость самостоятельно и опосредованно через государственный аппарат.

В любом случае имеет место сопоставление получаемого результата и затраченных ресурсов, т.е. определение технической эффективности. Механизм ценообразования в добывающих отраслях, строительстве, сфере обслуживания заключается в суммировании стоимости затраченных материалов, трудовых ресурсов и наценки, включающей в себя прибыль и налоги. Если общество не готово оплачивать высокую цену, предложенную производителями, то спрос на товар или услугу падает. Производители вынуждены снижать издержки и/или наценку до приемлемого для себя уровня.

Если производителя не устраивает цена, предлагаемая обществом, он уходит с рынка, снижается предложение, и на следующем этапе растет цена и, следовательно, привлекательность инвестиций. Таким образом, осуществляется равновесие спроса и предложения. При этом общая стоимость совпадает с социальной и соотносится с количеством товара или услуг.

Определить социальную стоимость в отношении непроизводственных отраслей народного хозяйства – здравоохранения, образования, институтов поддержания общественного порядка и территориальной целостности государства невозможно. Техническая стоимость государственных расходов по указанным направлениям отражается в расходах государства на эти цели. Исходя из технической стоимости расходов и зная количество услуг, можно определить техническую стоимость единицы услуг. В отношении здравоохранения можно определить количество пролеченных больных или амбулаторно-поликлинического обслуживания, но невозможно определить, какое количество здоровья сохранено или потеряно в результате деятельности системы здравоохранения из-за отсутствия единицы измерения. Социальная стоимость здравоохранения не выражается количеством пролеченных больных или посещений амбулаторно-поликлинического обслуживания. Оно скорее должно выражаться в единицах сохраненного здоровья. Поэтому проблема определения социальной стоимости и оценки здравоохранения упирается в проблему измерения количества общественного здоровья.

Важно подчеркнуть, что социальная стоимость услуг – это потребительская общественная стоимость товара, и не может полностью выражаться в деньгах.

Деньги, выделяемые государством на социальные и политические сферы, скорее отражают возможности и представления о том, какими должны быть эти услуги, но не отражают социальную стоимость этих услуг. Если характер здравоохранения в стране государственный, то социальная стоимость отрасли включает в себя затраты государства, предприятий и частных лиц, и общие затраты превышают так называемый гарантированный объем медицинской помощи, включая лечение за рубежом отдельных категорий пациентов.

Попытки сделать экономически привлекательным лечение в собственной стране при достаточном уровне качества медицинской помощи и сопутствующего сервиса сразу делает актуальной проблему измерения стоимости социальных благ или конвертации стоимости социальных благ в сумму, измеряемую деньгами.

Это по-новому высвечивает проблему формирования оплаты труда медицинских работников в отрасли с подавляющим преобладанием государственной собственности. Монопольное положение государственного поставщика услуг определяет монопсонию при покупке рабочей силы здравоохранения. Понятно, что единая тарифная сетка (ЕТС) была нужна в переходный период и была отчасти своеобразным способом преодоления страной переходного периода за счет бюджетной сферы.

Рыночные условия существования здравоохранения не могут не влиять состояние отрасли. Понятно, что уровень отраслевой заработной платы должен быть сопоставим со средним уровнем по стране, и тогда социальная стоимость отрасли, выражаемая в деньгах, вырастет, а выполнение социальной миссии здравоохранения улучшится.

Низкий уровень оплаты труда и низкий социальный статус медицинской профессии и отрасли здравоохранения в целом объясняется еще и неспособностью оценить и объяснить отраслевую социальную роль. Нелепо думать, что в обществе существует заговор против медиков, чтобы они не получали достойную оплату труда и вынуждали пациентов дополнять свои доходы.

Если посмотреть на систему здравоохранения глазами налогоплательщика и общества, то нужно решить, за что и сколько платить здравоохранению? Дело ведь не в отдельных личностях, от которых зависит выделение бюджетных средств на охрану здоровья, а в отсутствии объективной системы измерения деятельности здравоохранения. На Западе измерение глобального бремени болезни в виде лет сохраненной жизни – обычная и рутинная процедура.

При наличии объективной системы измерения ни один чиновник не возьмет на себя смелость снизить объем финансирования, если общество сможет отследить, насколько изменится уровень здоровья населения при том или ином объеме финансирования.

Отсутствие универсальной и объективной единицы измерения не позволяет обеспечить определение технической эффективности отрасли здравоохранения и объективизировать управление отраслью. Любая наука и управление начинается с простого измерительного прибора, некоей универсальной линейки, с помощью которой можно измерить как результат, так и оценить приращение управленческого усилия.

Выводы:

  1. В управлении сферой здравоохранения следует различать техническую и социальную стоимость охраны здоровья.
  2. В настоящее время в Казахстане (СНГ) отсутствует государственная система количественного измерения здоровья (сохраненного здоровья) населения
  3. Механизм ценообразования на социальные и политические сферы, скорее отражают возможности и представления о том, какими должны быть эти услуги, но не отражают социальную стоимость этих услуг.
  4. Монопольное положение государственного покупателя и поставщика услуг – причина низкой оплаты труда в отрасли.

BeautyHolics2016_01

 

 

 

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика