Минздрав Казахстана и дефицит кадров

Проблема дефицита кадров здравоохранения имеет давнюю историю и всегда имела место, как вследствие недостаточной оплаты труда и увеличивающейся нагрузки, отсутствия внятной политики закрепления молодых кадров, так и кадровой политики вообще. Остановимся на последнем аспекте.

Одна из главных причин дефицита кадров здравоохранения кроется в излишней нормотворческой деятельности самого Минздрава. Судите сами. Должность медсестры-химизатора введена еще в 1999 году, как и должность медработника без медицинского помещения для особо малых населенных пунктов. Функциональные обязанности медсестры-химизатора линейной поликлиники сводятся к сбору плевательниц от больных туберкулезом и обеззараживанию мокроты. Раньше эту работу выполнял дезинфектор, работник без специального медицинского образования.

Ранее, минимальным медицинским подразделением был фельдшерско-акушерский пункт ФАП (Прил 4 к пр МЗ СССР № 900 от 26.09.1978):

700-900

901-1300

1301-1800

1801-2400

2401-3000

Зав (фельдшер, акушерка, мс)

1

1

1

1

1

Ср. медработник (акушерка, патронаж. мс)

0,5

1

1,5

2

Мс по физиотерапии 1 на 15000 усл физиоед. в мед.профилакториях, (специально оборуд и оснащ помещениях, предоставляемых колхозами и совхозами, имеющими не менее 200 доярок и механизаторов)
санитарка

0,5

1

1

1

1

Указанные ШН применяются для ФАП, расположенных свыше 2 км от других ЛПУ. Их применение к ФАП до 2 км разрешается в каждом отдельном случае ОУЗ при наличии водных и других преград.

ШН 700-900 могут применяться к 300-700, если НП удален от ближ ЛПУ и ФАП более 4 км и до 300 жителей, если более 6 км, сверх этих нормативов – по разрешению ОУЗ

Истопник (Общий ШН) – 1 на 10-25 печей на отопительный сезон

Теперь мы устанавливаем минимальным медицинским подразделением медицинский пункт в населенном пункте от 50 человек. То есть мы резко в несколько раз (от 3 до 10) увеличили количество населенных пунктов, где должны располагаться медицинские работники. Кто реально из средних медработников поедет туда работать? Вот еще одна причина дефицита кадров. Также снижен норматив для СВА по количеству жителей.

В поликлиническом приложении к приказу 238 появились дополнительные должности поликлинических врачей – «узких» специалистов

939 приказ

238 приказ

должностей на 10000 человек

или было 1 должность на

стало 1 должность на

Врач –кардиолог

0,4

25000

25000

Врач- ревматолог

0,3

33333

25000

Врач- хирург

0,65

15385

15000

Врач- травматолог- ортопед

0,5

20000

30000

Врач – уролог

0,3

33333

0

Врач – отоларинголог

0,65

15385

20000

Врач- невропатолог

0,6

16667

15000

Врач – офтальмолог

0,65

15385

15000

Врач – эндокринолог

0,4

25000

15000

Врач – инфекционист

0,3

33333

30000

Аллерголог

0

0

50000

Маммолог*

0

0

50000

Онколог*

0

0

50000

Акушер-гинеколог без приема беременных женщин

0

0

6000

*но не менее 1 должности в районных  поликлиниках

Произошло существенное снижение нагрузки у врача ревматолога и эндокринолога, появились дополнительные должности эндокринолога школы диабета, аллерголог, маммолог, онколог и Акушер-гинеколог без приема беременных женщин.

Кроме того, были введены так называемые врачи других специальностей 2,25 должности на 20 тыс. населения. А ведь это увеличение норматива и означает также увеличение дефицита кадров. Гериатр – еще один норматив, а ведь это терапевт для престарелых, зачем вводить новый норматив? Чем функционально они теперь будут отличаться от участковых врачей? Если собрать престарелых у гериатра, например для обычного приема и диспансеризации, тогда нужно скорректировать норматив нагрузки для участковых врачей. Гериатр – вот еще одна причина дефицита кадров. Уберете норматив – снизите дефицит. Я не против гериатров, пусть они будут, но за счет количества участковых врачей, а для этого не нужен норматив, нужны просто рекомендации.

Должности онколога, нарколога, фтизиатра, психиатра ЦРБ были введены без соответствующего уменьшения нормативов диспансеров. Должности онкокабинета ЦРБ: врач цитолог, лаборант-цитотехник – остаются вакантными из-за отсутствия на селе подобных специалистов, и не будет там их в обозримом будущем.

Неясно, в каких случаях организуется так называемый Молодежный центр. Его нужно организовывать в каждой поликлинике, в т.ч. в сельской на 5000-10000 жителей? Чем отличаются функциональные обязанности обычного гинеколога (ранее называвшегося участковым и получавшим участковые доплаты) от гинеколога молодежного центра? Ничем! Зачем их выделять? Потому что нет расчета количества должностей от объема функциональной нагрузки, и различий функций от обычного гинеколога. А ведь гинеколог, уролог, дерматовенеролог, психолог, социальный работник, юрист и другие специалисты отдела профилактики и молодежного центра – это ведь увеличение планового норматива, и, следовательно, увеличения дефицита кадров. Правильнее было не вводить новый норматив молодежных центров, а рекомендовать организовывать их за счет имеющихся должностей. Это не нарушило бы общих правил штатного нормирования.

Норматив медрегистраторов рассматривался ранее.

Еще одной причиной дефицита кадров является «плоская» классификация медицинских специальностей и неразвитости критериев разделения между медицинскими специальностями, специализациями и специальными навыками. Об этой причине расскажу, когда будет время и появится желание. Современная классификация медицинских специальностей должна опираться на эволюционное древовидно-иерархическое ветвление, когда терапевт в отсутствие других специалистов может лечить кардиологические, гастроэнтерологические, пульмонологические болезни, а общий хирург оказывать нейрохирургическую, травматологическую и другие виды хирургической помощи. Тогда дефицит по «узким» «веточным» специальностям может быть закрыт более общей стволовой специальностью. А для этого следует изменить методику расчета дефицита кадров.

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика