Отношение к КЗГ и тарификатору услуг

Eurasian Journal of Public Health».- 2015, V. 4, N 1

С.В.Ким

В нашей короткой, но бурной истории развития отечественного казахстанского здравоохранения было всё! Я имею в виду все существующие способы финансирования здравоохранения, и пробовать уже больше нечего!

Нынешнюю ситуацию в развитии отечественного здравоохранения считаю несбалансированной, когда средства на одной стороне (минздрава), а ответственность  — на другой (региональные управления здравоохранения и медицинские организации). Поэтому мои советы направлены на исправление этой ситуации, и в первую очередь — руководителям медицинских организаций.

Когда вы вступаете в определенные юридические финансовые отношения с минздравом или региональным управлением здравоохранения, то вы становитесь контрагентами, каждый из которых пытается выторговать для себя максимум преимуществ. Минздраву легче, потому что использует приказы и ставшую привычной практику лояльности или послушания медицинских организаций. Однако если вы, как первый руководитель, не пытаетесь в рамках дозволенных правил улучшить финансовое положение своей медицинской организации, то вы не можете считаться грамотным организатором или менеджером здравоохранения.

Как бы ни назывались способы финансирования, и что действительно за ними стоит необходимо понимать, какие бизнес-процессы на самом деле имеют место. И в зависимости от проведенного анализа вырабатывать соответствующую линию поведения.

На текущий момент следует констатировать, что имеет место сметное финансирование, которое рядится в красивые словесные одежды типа КЗГ, тарификатор, комплексное подушевое финансирование. Эти игры призваны показать правительству и Президенту, что у нас все на уровне и современно, но на самом деле это не так. Доказательством сметного финансирования служат равные месячные объемы, годовой объем которых равен смете медицинских организаций.

В этой ситуации становится востребованной выработка позиции первых руководителей к действующему фактически сметному финансированию. Т.к. при балансировке и распределении республиканского бюджета минздрав вынужден учитывать региональные бюджеты, составленные как своды бюджетов отдельных организаций, то этой особенностью можно воспользоваться следующим образом. Чем больше сводный бюджет медицинских организаций региона, тем больше средств получит регион (рис. 1).

ОтношКЗГ01

Рис. 1 Влияние изолированного увеличения сводного регионального бюджета здравоохранения в республиканском бюджете

Допустим, что в правой половине рисунка имеется всего 4 (для простоты) региона с общим распределением республиканского бюджета 25, 35, 15 и 25% (красные столбцы). Теперь третий регион решил увеличить долю своего финансирования на величину, равную  +10%к общему бюджету (синий квадрат). Тогда доли регионов изменятся до величин 23, 32, 23 и 23%. Разница 15 и 23% по третьему региону существенна.

Теперь рассмотрим бизнес-процесс определения бюджета вашей медицинской организации (рис. 2). В верхней части рисунка обозначена ваша обычная позиция. Ваш бюджет делится на среднюю стоимости пролеченного случая или т.наз. базовую ставку и получается ваше плановое годовое количество пролеченных случаев. В данном примере – 8 единиц. Если же вы, следуя моим рекомендациям, увеличили свою смету, то при делении величины вашей увеличенной сметы на базовую ставку, вы получите увеличенное количество нужных вам пролеченных случаев, или на нашем рисунке 10 ед.

ОтношКЗГ2

Рис. 2 Определение количества пролеченных случаев в зависимости от величины сметы медицинские организации

Следует помнить, что данный подход сработает, и большая доля средств будет вам запланирована даже при их общей нехватке в регионе. Поэтому чем больше смету вы, как первый руководитель, сверстаете, тем большая доля регионального пирога вам будет заложена.

Увеличение бюджета через увеличение проекта сметы – вполне реальный инструмент, и если вы грамотный менеджер здравоохранения, то должны этим пользоваться. Благо – этому способствует нечеткость разграничения ответственности. Судите сами, администратором республиканских бюджетных программ здравоохранения в регионах являются Департаменты Комитета оплаты, но специалистов по бюджетированию там нет (там только медицинская полиция), а сметы анализируются и утверждаются региональным управлением здравоохранения (РУЗ). Т.е. РУЗу в принципе безразлично, какую смету вы им представите. Более того, представителям РУЗа рекомендуется благосклонно относиться к увеличению смет, т.к. оплачивает все равно минздрав, а вы заработаете себе очки в регионе, как защитник регионального здравоохранения. Чем будет больше свод смет в регионе, тем большую долю республиканского пирога получат курируемые вами медицинские организации. В принципе такой же позиции могут придерживаться и региональные Департаменты КОМУ из чувства местного патриотизма.

Одним из препятствий увеличения сметы является нигде нерегламентированная практика коррекции смет. Экономист облздрава может сказать устно (обратите внимание! только устно), типа сократите смету в целом или по статьям. По собственному опыту скажу, что подавляющее большинство придирок к смете мало обоснованны. Если вы грамотный менеджер здравоохранения, то попросите облздрав письменно представить замечания к вашему проекту сметы, предварительно зарегистрировав его в канцелярии облздрава. Этим вы заставите раскрыть слабость позиции, ведь никто не захочет оставлять следы своей малокомпетентности или брать на себя ответственность при отсутствии нормативных документов.

Еще одно замечание. Когда объем финансирования не зависит от количества пациентов, то деньги не следуют за пациентом. Конечно, больницы могут лечить иногородних, но будут ли, если «своих больных» хватает?

Постоянный адрес статьи: http://zdravconsult.ru/kzg-relation/

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика