Проект ГосПрограммы здравоохранения на 2016-2020

Eurasian Journal of Public Health.- 2015, V. 4, N 2

Цель новой госпрограммы здравоохранения на 2016-220 годы звучит отлично: Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны. В отличие от предыдущих целей госпрограмм цель звучит просто и четко. В 2005-2010 годах целью было создание некоей эффективной системы оказания медицинской помощи на принципах солидарной ответственности государства и человека, приоритетном развитии ПМСП, где каждый компонент был нечетко обозначен направленной на улучшение здоровья населения. В ГП «Саламатты Қазақстан» на 2011-15 г целью было уже улучшение здоровья граждан, что значительно лучше. Детально анализ этих и других программ здравоохранения можно посмотреть здесь, здесь и здесь.

Задач насчитывается 4:

  • Развитие системы общественного здравоохранения.
  • Совершенствование профилактики и управления заболеваниями.
  • Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения
  • Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры

Целевой индикатор к 2020г: Увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения до 73 лет. Четко измеряемый индикатор, независимый от здравоохранения, т.к. формируется Агентством по статистике. И немаловажно: единственный!
Раньше к этому всеми признанному индикатору СППЖ мы добавляли материнскую и младенческую смертность, туберкулез и СПИД из индикаторов здравоохранения по индексу глобальной конкурентоспособности экономик стран. Все эти добавочные индикаторы, во-первых, легко манипулируются минздравом, как отраслевой статистикой, поэтому важно было их вывести из целевых, и во-вторых, они так или иначе отражаются, а потому дублируются в индикаторе СППЖ. Поэтому чёткая формулировка целевого индикатора и согласованность с целью меня искренне порадовало! Это мои слова поддержки авторам проекта.

С другой стороны, данные неказахстанских англоязычных сайтов показывают менее радужную картину по средней продолжительности предстоящей жизни (СППЖ). По их данным, мы еще не достигли 70 летнего рубежа, как докладывалось нашими СМИ. Так, по продолжительности жизни (United Nations Development Programme. Life Expectancy Index 2014) в 2014 году наша страна заняла лишь 137 место с показателем 66,5 лет. Более того, к 2020 году СППЖ в Казахстане будет 69.49. Но эта тема для другого разговора…

Несмотря на внедрение СКПН, соотношение средней заработной платы ВОП в Казахстане к среднемесячной заработной плате в экономике составляет 1,1. Здесь нет ничего удивительного, потому что объем средств СКПН находится таком же плановом соотношении к зарплате в поликлиниках, как и запланирован. Неужели непонятно, что в здравоохранения у нас советский плановый механизм из-за неизменного финансового механизма выделения средств на отрасль?! К тому же механизм распределения СКПН внутри региона между поликлиниками непрозрачен и заорганизован. Не будем забывать, что уровень оплаты – политический и зависит от политического решения властей. Поэтому отраслевому министерству нечего прыгать выше правительства, т.е. не заявлять об этом в ГП.

Отсутствие методик количественной оценки – ахиллесова пята нашего минздрава. Имеют место невнятные понятия и термины.

Отсюда сделал предположение, которое усилилось при прочтении следующих пунктов: наверное, кому-то из кураторов проекта казалось хорошо, когда много-много текста. Отмечу, что много – не всегда хорошо. Предложено доработать некоторые пункты.

  • Общая смертность населения лучше заменить на СППЖ, как имеющий связь с программной целью. Тем более, что оба понятия концептуально обозначают одно явление
  • Уровень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи по усовершенствованной методике соцопроса: Зачем придумывать и усовершенствовать, применяйте методику ВОЗ, чтобы сравниваться международно. Доморощенные индексы потом ни с одной страной мира не сравнить
  • Доля населения, за которое ФСМС получены отчисления и взносы на СМС? Индикатор зависит от качества работы налоговой службы. Неумно вешать на минздрав этот индикатор и потом отвечать за него.
  • Соотношение средней заработной платы врачей к средней заработной плате в экономике — Не зависит от руководства отрасли
  • критерии. Есть методика и нормативы?
  • Удельный вес внедрённых новых медицинских технологий от числа разрешенных к применению в РК в %? Нет списка и методики
  • Доля публикаций в международных рецензируемых изданиях в общем количестве международных публикаций? Зачем такой индикатор для здравоохранения, он может быть полезным при оценке научно-исследовательских организаций, но никак не отрасли
  • Конкурентоспособность научных исследований низкая, неудовлетворительна их практическая значимость? Предлагаю ежегодно публиковать НИР наших институтов, чтобы общество могло контролировать темы и результаты

Нынешний проект программы сформулирован внятно, просто и хорошо! К сожалению, вторая часть программы оказалось сырой и многословной, слишком много взято на себя ненужной ответственности и дано много обещаний. Лучше сконцентрироваться на технической части оценки и критериев госпрограммы.

 

Asian woman beauty face

Asian woman beauty face

 Видеокурсы, книги, инструменты
 РекламаРотатор
Свежие записи
Общественное здоровье Казахстана "ЗдравКонсалтинг" © 2017 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх
Яндекс.Метрика